Давно уже заметилось, что шахматы прилично изменились в практическую сторону. Кажется, еще в давние времена кто-то сказал, что "если белые и черные будут играть правильно, получится ничья". (Что-то похожее доказывает и протекающий сейчас матч Крамника с Фрицем.) Поэтому если вы видите в таблице серьезного турнира много половинок, не спешите кричать "Сушат!" Вполне возможно, что люди искренне хотят бороться, просто и черные и белые играли правильно… Вот, например, Ян Непомнящий очень творчески использовал оба белых цвета, что достались ему волею жребия. В первом туре пожертвовал две пешки, во втором создал сильное напряжение. А итог? Но об этом ниже. На второй тур, памятуя "горький" урок первого, я пришел через три часа после начала. Но на этот раз к началу мирных переговоров не успел. Хисматуллин (белые) в партии с Яковенко в известном варианте перепутал порядок ходов, и доска быстро опустела. Григорьянц и Свидлер продержались всего 20 ходов. Комментируя накануне свою партию со Свидлером, Яковенко заметил, что Петр черными не особо возражает против ничьей. Так получилось и на этот раз. Две "черные" на старте отняли у Петра не слишком много сил; скоро ему играть белыми, вот тогда и посмотрим. Григорьянца тоже можно понять - он играл с "человеком из элиты" (разница в рейтингах превышала 150 пунктов) и решил не будить лиха. Что ж, разумный подход!
Томашевский с Рублевским исключительно творчески разыграли дебют, быстро покинув теоретические тропы, но оба "играли правильно" и к 25-му ходу выяснилось, что дальнейших разменов не избежать. Завершив свой комментарий для зрителей, Томашевский не покинул клуб, а остался в пресс-центре и продолжал наблюдать за ходом борьбы на мониторах. При этом с удовольствием помогал находящимся там же журналистам-любителям, которые громко предлагали свои ходы в той или иной позиции. Остальные поединки оказались результативными. Быстрее всех выиграл Инаркиев. Очень жалко симпатичного и интеллигентного петербуржца Никиту Витюгова, начавшего турнир "короткой рокировкой", но он сам виноват. Комментируя партию Инаркиев - Халифман из Кубка мира в Ханты-Мансийске-2005, Никита указал лучшее продолжение за черных (которыми играл Халифман). Его он и избрал против Инаркиева - то ли будучи уверен в прочности своей позиции, то ли полагая, что Эрнесто не ознакомился с его комментарием. Однако бдительный Инаркиев - недаром ученик Дворецкого! - очень внимательно относится к вариантам, которые применяет. Несколько цейтнотных поспешностей сгубили уже нелегкую позицию черных.
Несмотря на молодость, Эрнесто комментирует так, будто всю жизнь только этим и занимался: четкие формулировки, хорошо поставленный голос, ясность изложения. Видимо, сказался опыт комментаторской работы на матче Крамник - Топалов! Тяжелые испытания выпали на долю Наера. Ему пришлось второй день подряд бороться со своим тезкой - на этот раз с Алексеевым. (Вообще, в турнире играют три Евгения и два Сергея - остальные имена не повторяются.) Если в первый день москвич с трудом, но удержал позицию, то во второй ему пришлось хуже. Первый тур пришелся на день рождения его супруги Анны; может быть, по этому случаю Наер чуть-чуть нарушил спортивный режим? Помню, как в Новгороде-95 в ходе турнира Найджелу Шорту стукнуло 30. Не знаю, как он отмечал юбилей, но на следующий день белыми проиграл Иванчуку практически без борьбы…
Получив по дебюту трудную позицию, Наер оказался в цейтноте, который все усугублялся. На последние 16 ходов у него оставалось меньше минуты! Даже 30-секундное добавление не избавляет тут от мучений, поскольку нормально обдумывать ходы в таком режиме невозможно. К контролю его позиция стала совершенно безнадежной. Решение поставленной задачи - показывать хорошую игру - снова откладывалось… По первому дню запомнилось, что Ильдар Хайруллин не очень ловко чувствует себя в роли комментатора: стоя у доски, загораживает собой почти весь ферзевый фланг, говорит тихо. Напротив, его ровесник Ян Непомнящий, выступая перед публикой, держится гораздо уверенней. Однако показывать их "междоусобицу" пришлось именно Ильдару. Ян в миттельшпиле переусердствовал в осложнениях и получил безнадежную позицию. После контроля Хайруллин проявил аккуратность и реализовал большой материальный перевес. Помните примету, согласно которой игрок, включенный в турнир последним, должен выступить хорошо? Пока работает…
В пресс-центр расстроенный Ян пришел вместе с Ильдаром, однако до доски не дошел, а уселся на стул рядом с Томашевским. На просьбу Рошаля примкнуть к товарищу ответил:
Хайруллин рассказывал, пересыпая свою речь остроумными включениями ("я поднял естественные ходы", про одно из дебютных продолжений - "прямого опровержения не видно" и т.д.), пока не дошли до критической позиции. Рошаль обратился к Непомнящему:
Непомнящий:
Вопрос из зала:
Хайруллин:
И все засмеялись. (А кто еще мог предложить ничью Яну?) Анализ продолжался, Ян с места подсказывал ходы и варианты. Пресс-центр между тем наполнялся народом. Хайруллин доказывал опасность атаки белых (которыми играл его соперник), Непомнящий уверенно отбивался за черных. Этот импровизированный спектакль увлек всех присутствующих. Под конец Рошаль поинтересовался:
(Вот оно что! Может быть, Хайруллин успел стать неудобным соперником для Непомнящего?!) Тем временем участники и зрители стали потихоньку расходиться, а на сцене по-прежнему оставались два Евгения. Алексеев долго думал и пару раз упустил форсированный выигрыш, Наер отчаянно сопротивлялся. В конце концов мы с Машей Фоминых остались в пресс-центре одни. Находили многочисленные варианты, в которых белые побеждали. А партия все продолжалась. Маша пожаловалась, что женский Кубок России "сослали" в Подмосковье, поэтому она не имела возможности посетить Мемориал Таля. Потом ушла и она. Покинул свой пост милиционер. Клуб почти опустел. Больше всех досадовал Леонид Шапиро - в его обязанности входило заполнять официальную таблицу, и не проставив результат последней партии, он не имел права отправиться к семье.
И лишь в половине десятого вечера Наер остановил часы. Разумеется, ни о какой демонстрации речи уже не было - все давно разошлись. Таким образом, после второго тура лидеров стало четверо: Инаркиев, Хисматуллин, Хайруллин и Алексеев набрали по 1,5 очка из двух. День третий. ТАКИЕ РАЗНЫЕ КОРОЛЕВСКИЕ ПРОГУЛКИОказавшись во вторник в ЦДШ, был с порога опечален известием: умер Давид Ионович Бронштейн. Великий шахматист, остановившийся полвека назад в шаге от короны, скончался в Минске на руках своей жены Татьяны Болеславской… Вечная память.
Но вернемся в игровой зал. По каким-то метафизическим ассоциациям я предположил до начала третьего тура, что он получится боевым и чрезвычайно интересным. Так и случилось. Хотя начался он, "как полагается", с короткой ничьей. Евгений Томашевский всегда отличался осмотрительностью и без нужды на амбразуру не лез, Никите же Витюгову нужно было передохнуть, оправиться после двух поражений, и потому мирные переговоры были встречены с пониманием. Хотя визуально позиция белых после дебюта выглядела приятнее. Это предположение подтвердил чуть позже А. Рошаль, который после общения с шахматистами объяснил в пресс-центре их миролюбие: "Томашевский сказал, что играл черными, а Никита - по турнирному положению. Они поблагодарили меня за то, что разрешил им не приходить к вам". У Хайруллина против Григорьянца тоже было, с точки зрения Сергея Долматова, преимущество. Ну что же, примета работает? Неужто рейтинг-аутсайдер Хайруллин станет, хоть на время, единоличным лидером столь серьезного турнира?
Однако когда я подошел к столикам игроков, Ильдар с Сергеем уже подписывали бланки. Позиция же, виденная мной на мониторе и однозначно оцененная Долматовым, не изменилась. Скоро ребята вдвоем прибыли на разборки в пресс-центр. Рассказывал в основном Григорьянц. Мы узнали, что первым ничью предложил Сергей после 15-го хода. Ильдар отклонил ее энергичным движением пешки, но через пару ходов задумался и сам возобновил мирные переговоры. Формулировка для зрителей: "Времени у обоих осталось мало, а позиция сложная". Довольными оказались оба: Григорьянц "отбил" еще один черный цвет, Ильдар сохранил маленький "плюс". А вот мое предположение, сделанное в первом репортаже относительно полнокровной борьбы, похоже, не оправдывается. Осторожность, даже у молодежи, пока превалирует. В этом смысле интересен диалог (как я его запомнил), состоявшийся между главой пресс-центра Александром Рошалем и Петром Свидлером, когда последний закончил разбор своей партии.
Р.: "Наверное, напрасно я попросил молодых шахматистов остаться - они могут ощутить комплекс неполноценности после такого комментария…" С.: "Александр Борисович, мне не нравится, что вы все время нападаете на молодежь. Это очень интересные шахматисты…" Р.: "Я критикую их готовность сделать быструю ничью…" С.: "Я таких сделал две!" Но Сергей Рублевский, появившийся в пресс-центре ближе к концу демонстрации этой ничьей, тоже удивился решению Хайруллина. Он показал навскидку несколько вариантов, везде с инициативой белых. Оспаривать его никто не взялся… И все же результативность турнира растет. В отчетном туре упомянутые две короткие ничьи стали последними. Интересно, дождемся ли мы полностью результативного тура?.. Забавно, что пока черные с завидной регулярностью добиваются по одной победе - в каждом из сыгранных туров. В первом белые не нашли что возразить, во втором ответили "двойным", а в туре третьем половина партий закончилась в пользу обладателей белых фигур. Победы Свидлера над Хисматуллиным и Рублевского над Алексеевым были очень схожи. Не только тем, что их добились "ветераны" и многократные олимпийские чемпионы, и даже не столько тем, что был разыгран одинаковый дебют - Сицилианская защита, а партии завершились почти одновременно. Главным был, пожалуй, метод достижения успеха: сыграть нестандартно в дебюте, применить вариант, который меньше всего ожидал от тебя соперник. И если Денис поначалу играл грамотно и лишь при недостатке времени начал ошибаться, то Евгений уже по дебюту получил тяжелую позицию и раскрутиться не сумел. Запомнилась фраза Рублевского из его комментария: "Я нашел вариант, на который было сыграно меньше всего партий…". После окончания тура подсмотрел у Коротылева в он-лайне, что противостояние Яковенко - Инаркиев имело и психологическую подоплеку. Оказывается, Яковенко никогда не побеждал Инаркиева, а вот Эрнесто трижды добивался успеха. И вот Дмитрий размочил счет. В сложном положении Инаркиев допустил грубый просмотр и просто остался без центральной пешки. Реализацию серебряный призер Суперфинала-2005 провел уверенно.
Но жемчужиной тура стал поединок Наер - Непомнящий. Здесь яркая инициативная игра Яна наконец была вознаграждена. Черными он перехватил инициативу, перешел в эндшпиль, где две его ладьи боролись против ферзя соперника (при паре одноцветных слонов), и в решающий момент нашел фантастическую идею. Отдав пешку контрольным ходом, описал королем "треугольник", передавая ход сопернику! Получился своего рода цугцванг при живом ферзе. ![]() 40...b5! 41.cb Kb6! 42.a4 Kb7!! (На самом деле, здесь преследовалась еще одна цель - освободить для слона поле b6, с которого тот и помог своей армии завершить борьбу.)
Интересно, что черный король в ходе сражения предпринял вояж с законного поля g8 на… а7! Где и принял капитуляцию своего визави. В партии Свидлер - Хисматуллин черный король также отправился в дальний путь, но уже в "перпендикулярном" направлении, дошел до g3, но помочь своей армии не сумел… Думаю, если бы здесь присуждался приз зрительских симпатий, то по итогам трех туров он достался бы Яну. Когда тот вошел в пресс-центр, со всех сторон защелкали фотокамеры. Такого успеха не имел ни один из сегодняшних комментаторов! После рассказа о поединке были заданы вопросы:
Маша Фоминых поинтересовалась:
После тура удалось перекинуться несколькими фразами с Женей Наером. С удовольствием отмечаю, что Евгений совсем не выглядел обескураженным после двух поражений подряд. Первым делом он отметил блестящую идею соперника, о которой сам во время партии даже не подозревал. - Ты обычно плохо начинаешь турнир? - спросил я. - Наоборот, обычно хорошо. Некоторые могли вначале подумать, - добавил Наер, - что турнир такой легкий: сплошные юниоры! А на самом деле эти ребята играют намного сильнее своего рейтинга. …Когда завершилась последняя партия тура и Инаркиев сдался Яковенко, главный судья Игорь Болотинский вытащил со столика №1 табличку с фамилией Эрнесто и перевесил ее на второй столик, рядом с фамилией Свидлер. А Яковенко останется на первом столе и будет "принимать" Томашевского. После третьего тура лидеров все так же четверо, у всех те же "+1" - по 2 очка из трех. Это Свидлер, Яковенко, Рублевский и Хайруллин. Очень плотная борьба! |